21 мая в секторе литературы по искусству Центральной городской библиотеки Мончегорска прошла встреча с художником-реставратором Марией Семеновых, где она рассказывала, как можно «спасти» икону и, что можно обнаружить под слоями старой краски.
Мария — коренная мончегорка. С детства любила рисовать, поэтому неудивительно, что родители отдали ее учиться в мончегорскую художественную школу. Потом Мария получала образование в Санкт-Петербурге. Это был осознанный выбор. С большой теплотой героиня рассказывала о реставрационном факультете художественного училища им Николая Рериха. Практически с первого курса Мария Николаевна реставрировала иконы, картины, предметы графического искусства, ездила на практику в Смоленск, Ярославскую область, реставрировала храмы Санкт-Петербурга. Далее была работа в иконописной мастерской при Александро-Невской лавре. Это был очень серьезный опыт и практика. Именно там Мария начала самостоятельно писать иконы.
Вернувшись в Мончегорск, она продолжает оттачивать художественные навыки, реставрирует иконы из частных коллекций (и не только мончегорцев) и из Свято-Вознесенского кафедрального собора.
Работая с иконой Мария Николаевна, старается донести до зрителя, то, что хотел сказать создатель иконы.
Героиня встречи подробно рассказала, что такое консервация иконы. Это сохранение того, что до нас дошло, и приведение его в достойный вид. Многим иконам помимо консервации еще требуется и реставрация. Это уже восстановление утраченного фрагмента или целого образа.
На многочисленных фотографиях Мария показывала первоначальный вид икон, а потом результат ее кропотливой работы. Преображение можно назвать просто волшебством.
Гости мероприятия узнали, что иконописный образ может быть написан на одной иконе не один раз. Это как многослойный пирог. Мария рассказала удивительную историю, как начала реставрировать икону XIX века, а под ней оказался святой лик XVII века. Хозяин раритета был поражён.
На вопрос, какими качествами должен обладать реставратор, гостья отвечает: важны усидчивость, спокойствие, вдумчивость, духовность, умение принимать решения.
Художница считает, что классическая русская школа реставрации самая правильная и проверенная временем. Жизнь не стоит на месте, сейчас используются современные синтетические материалы, но они более токсичны и все-таки меняют визуально первоначальный вид иконы. Поэтому реставратор Мария Семеновых работает классическим, дедовским методом. В работе используются хирургические и строительные инструменты. Основной принцип реставратора (как и у врача) — не навреди.
На встрече присутствовала Валерия Лисичкина — крестница Марии Николаевны. В этом году они совместно написали икону Св. Илии Пророка. На Руси этот образ считался священным, и был практически у каждого христианина. Такая икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
Также Мария показала свою домашнюю икону Ярославской Божией Матери, которую написала сама. Образ Божьей Матери покровительствует ее домашнему очагу, целостности и благополучию семьи.
Художнику-реставратору важно знать иконографию и православную культуру, без этого работать будет очень трудно. Иконы, которые попадают на реставрацию к Марии, не всегда узнаваемы, и порой приходится проводить целое «расследование» по незначительным деталям.
К каждой иконе, как и к человеку, нужен свой подход. Для каждого образа — своя история реставрации.
В конце встречи Мария Николаевна поблагодарила всех присутствующих, своих учителей, передавших ей мастерство, своих родных за помощь, семейное единство и поддержку!
Желаем Марии Николаевне постоянного творческого роста, терпения в ее кропотливой, но очень любимой работе. Новых открытий и удивительных находок!
Татьяна Ксенофонтова, заведующий сектором литературы по искусству Центральной городской библиотеки