В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке имени В.П.Махаевой прошла уникальная смена «Книжный формат», организованная Центром выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Мурманской области «Полярная звезда». Проведение ее было приурочено к Всероссийской неделе детской книги
В дни весенних каникул двенадцати ребятам из Мурманска и Мурманской области выпал уникальный шанс целую неделю провести, полностью погрузившись в книжную жизнь. Специалисты библиотеки подготовили невероятно насыщенную программу! Ребята познакомились с библиотечной жизнью изнутри, узнали, какой путь проходит книга прежде, чем попасть в руки к читателю. Но какие книги приходят в библиотеку и почему? О самых достойных, интересных, необычных, увлекательных произведениях современной русской и зарубежной литературы рассказали библиотекари.
В первый же день участники смены узнали, что такое литературный стендап – лекцию о нем провел Дмитрий Амелькин, основатель движения Standup в Мурманской области. Организаторы предложили семерым смельчакам попробовать свои силы на сцене, подготовить стендап по сказкам и выступить в рамках литературного стендапа «Сказочный Дронт». На протяжении всей недели ребята собирались, работали над текстами, писали шутки, но не забывали и о серьезном анализе.
Чтение – это хорошо, но что на самом деле хотел сказать автор в своем произведении? Участники «Полярной звезды» получили редкую возможность спросить об этом напрямую Елену Ульеву (г. Москва) и Татьяну Березюк (г. Мурманск). В рамках смены прошли целых три встречи с писательницами, на которых ребята смогли пообщаться с авторами, задать им самые животрепещущие вопросы, получить ответы и советы по литературному творчеству.
Серьезные занятия перемежались увлекательными играми – ребята показывали свои знания в краеведческом квизе, выявляли представителей «Литературной мафии», делали книжные закладки, составляли поэтические строки, соревновались в знании современной литературы.
«Библиотека – храм знаний» – так звучит одно из самых популярных ее определений. Но как в нем не заблудиться, особенно сейчас, в эпоху цифровых технологий и кажущейся доступности информации? Об особенностях поиска нужной и достоверной информации, о методах работы со словарями и справочниками с ребятами говорили специалисты-библиографы.
За пять дней участники смены получили невероятно много знаний, услышали новые имена, вспомнили старые. Что же дальше, как все запомнить, как распланировать более близкое знакомство с книгами? Можно составить книжный чек-лист – и ребята попробовали свои силы на одноименном практикуме.
Книги можно читать по-разному. Глотать одну за другой, быстро пролистывать к уроку, читать краткое содержание, пропуская всю лирику, а можно читать вдумчиво, обсуждая с единомышленниками все, что показалось интересным в прочитанном. Методику такого чтения модераторы подросткового книжного клуба «Что хотел сказать автор?» показали участникам смены, обсудив с ними рассказ М. Малми «Крепче крепкого».
Неделя пролетела фантастически быстро – и наконец, настал финальный день, и стендаперы представили на суд жюри свои выступления. За очень короткий срок они подготовили небольшие юмористические монологи, в которых были и шутки, и меткие замечания, и самое главное – свое отношение к прочитанному. Все семеро участников блистательно выступили, не оробев перед публикой – и та выбрала своего фаворита, им стала Тропина Аксинья с выступлением о «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Жюри же присудило победу Штундер Ангелине с ее разбором «Колобка».
Шесть дней провели ребята вместе – много это или мало? Они успели подружиться, узнать друг друга, познакомиться с интересными книгами, понять, что современная библиотека – это место, где всегда интересно!
Библиотекари тоже получили бесценный опыт, ведь впервые смена для одаренных ребят прошла полностью в стенах библиотеки. Это было волнительно, но в то же время увлекательно. Надеемся, что проведение таких смен станет доброй традицией!